Интересные находки
Старые вещи могут выбросить, а бывает и наоборот – они бережно сохраняются как свидетельства семейной памяти. Но когда эти предметы попадают в музей, они становятся частью общей истории, оживляют и согревают ее теплом людей, чьими судьбами и соткана история. Именно с такими интересными предметами хотелось бы познакомить посетителей нашего сайта.
В 2002 году Абрамова Наталья Ивановна, жительница поселка Томаровка Яковлевского района передала в музей хромолитографические иконы конца XIX и начала XX веков: «Святого Апостола Андрея Первозванного» и «Святой мученицы Варвары и Святого Архангела Михаила». Нашла она эти иконы на чердаке старого родительского дома, который шел под снос. Иконы и хромолитографии принадлежали ее деду иконописцу Акиму Косовцову, искусному «богомазу», как говорили в то время. Впоследствии в музей были переданы личные вещи из дома томаровского иконописца, эскиз «Святой», выполненный карандашом, икона «Иоанн Богослов» и ряд других ценнейших уникальных экспонатов. Аким Григорьевич родился в конце XIX века, до революции занимался иконописью, как и многие другие жители села Томаровка. Большой известностью тогда в России пользовалась томаровская иконостасная фабрика братьев Гетмановых. Из двухсот иконостасных фабрик существующих в России, томаровская входила в десятку лучших. Иконостасы продавались не только в России, но и отправлялись за границу в Германию, Японию и др. государства.
Во время революции Аким Григорьевич спрятал все свои иконы и хромолитографии на чердак собственного дома, так как боялся гонения со стороны Советской власти, которая не приветствовала в то время церковь. В годы Великой Отечественной войны, при оккупации нашей территории немцами, он помогал своей снохе Косовцовой Елизавете Андреевне, так как сын был на фронте.
В августе 1943 года за освобождение села Томаровка шли ожесточенные бои, во время бомбежки Аким Григорьевич был тяжело ранен, оказать ему врачебную помощь не было невозможности, от полученных ран Аким Григорьевич скончался.
Из переданных вещей Косовцова А.Г. интерес представляют хромолитографические иконы конца XIX и начала XX веков «Святого Апостола Андрея Первозванного» 1902 года и «Святой мученицы Варвары и Святого Архангела Михаила» 1894 года, изданные типографией Е.И. Фесенко в Одессе. Типография Фесенко была известна во всей Российской империи и даже за ее пределами. Немалого внимания заслуживает и личность самого Ефима Ивановича Фесенко (1850 — 1926), который был выходцем из семьи бедных черниговских казаков, в 1869 году пришел пешком в Одессу из Черниговской губернии на заработки. В Одессе, благодаря своим способностям, необычайному трудолюбию и добросовестному отношению к работе, он настолько преуспел, что через 14 лет, в 1883 году при поддержке своего прежнего хозяина, открыл собственную типографию.
Предприятие всегда было оснащено лучшим, новейшим оборудованием, которое Ефим Иванович и его сыновья тщательно подбирали и покупали в Европе.
Для своего времени Е. И. Фесенко был выдающимся деятелем просвещения. Он один из первых в стране практиковал массовое издание недорогих книг и брошюр для бедного читателя: крестьянина, рабочего, служащего, для тех, кто жаждал чтения, но не мог позволить себе на это больших затрат. Особенностью работы типографии Е. И. Фесенко стало печатание икон. Они печатались массовыми тиражами и расходились во все уголки не только Российской империи, но и всего православного мира. Их и сейчас можно найти в домах верующих, в монастырских кельях и приходских храмах.
Ефим Иванович был человеком верующим. Его религиозность выражалась не только в характере изданий, но и в том, как он строил отношения со своими работниками, в том, как заботился о достойных условиях труда, помогал в личных проблемах: например, оплачивал свадьбы, регулярно предоставлял в распоряжение своих служащих собственную дачу с полным пансионом.
В 1907 году ему было присвоено звание Почетного Потомственного гражданина Одессы. После национализации в 1919 году типография до 1944 года являлась самостоятельным предприятием, а затем была передана книжной фабрике и являлась её цехом, причем Ефим Иванович Фесенко оставался ее бессменным директором, вплоть до самой смерти в 1926 году.
Вот так две хромолитографии иконы поведали о двух судьбах неординарных личностей, уходя в прошлое, предметы не покидают этот мир. Оставаясь за чертой сегодняшнего дня, они не перестают жить, существовать. Они просто переходят в другую временную реальность.